Две жизни доктора Гааза

От Фридриха-Иосифа – к Фёдору Петровичу

Возможно, в истории любой страны можно найти имя хоть одного такого человека, как доктор Гааз. Но мне почему-то думается, что именно России всегда больше прочих везло на подобных уникальных людей. Взять хотя бы этот конкретный случай: родился Фридрих-Иосиф Хаасс в 1780 году в Пруссии, свою врачебную практику начинал в Вене, а в мировую историю вошёл как Фёдор Петрович Гааз – московский врач и совершенно необыкновенная личность.

В России он оказался неожиданно для самого себя. После изучения медицинских наук в Вене Хаасс остался там же, специализировался на глазных болезнях, довольно быстро зарекомендовал себя как хороший врач.

И тут судьба сводит его с князем Николаем Репниным-Волконским. Этот гвардейский офицер, будучи раненным в бою под Аустерлицем, без сознания попал во французский плен, но позже был отпущен и теперь добирался на родину. Как раз в Вене у него обострилось ранение, воспалился глаз, и ему порекомендовали обратиться за помощью к доктору Хаассу.

Врач не только успешно провёл непростую операцию: молодые люди быстро подружились, и русский князь с супругой предложили Фридриху-Иосифу поехать с ними в Россию и стать их семейным доктором. Предложение было принято. Так началось превращение немецкого врача Хаасса в московского доктора Фёдора Петровича Гааза.

Русский немец

Довольно скоро он возглавил московскую Павловскую больницу. Работал на этом посту настолько самоотверженно, что через несколько лет был удостоен высокой награды –ордена Святого Владимира 4-й степени. В 1809-18010 годах доктор Гааз побывал на Кавказе. Изучал здесь минеральные источники, открыл несколько новых, в том числе, в Ессентуках.

Отечественная война 1812 года не прошла мимо Фёдора Петровича: он служил в русской армии полковым лекарем, дошёл с войсками до Парижа. К тому времени доктор Гааз уже хорошо освоил русский язык.

Будучи католиком и человеком верующим, в Москве прилежно посещал католический храм. Однако при этом он добился возведения православной церкви на Воробьёвых горах, был в дружбе со многими русскими священниками, на свои средства покупал беднякам Евангелие, тонкости православной литургии знал не хуже католической службы.

Тюремный доктор

Русским дворянином Фёдор Петрович стал с присвоением ему гражданского чина «коллежский советник», что соответствовало воинскому званию полковник. К тому времени доктор Гааз был уже не только знаменитым, но и весьма обеспеченным человеком. Жил в богатом особняке на Кузнецком Мосту, за ним числилось большое имение с сотнями крестьян.

Продолжая возглавлять Павловскую больницу, вёл частную практику. За лечение именитых москвичей получал баснословные гонорары, а бедняков лечил в больнице бесплатно.

В 1825 году Фёдор Петрович, по предложению столичного градоначальника, возглавляет Главное аптекарское и медицинское управление Москвы. Одновременно войдя в состав «московского попечительного о тюрьмах комитета», который тогда только создавался. Вот как раз с тюрьмами и их обитателями и связано начало его второй жизни. Едва ли кто-то мог предположить, что, будучи столь богатым, обласканным властями, Гааз станет тюремным доктором.

«Спешите делать добро»

То было время, когда для людей, преступивших закон, лишение свободы не рассматривалось как наказание: ведь многие из них сочли бы за счастье иметь крышу над головой и какое-никакое, но регулярное питание. Поэтому таких бедолаг наказывали иначе: били кнутом, клеймили, кому-то наполовину выбривали голову и огромными массами высылали на каторгу в Сибирь.

В пересыльных тюрьмах атмосфера царила жуткая: антисанитария, частые эпидемии, голод, отсутствие отопления. Вот тогда-то для доктора Гааза с его девизом «спешите делать добро» и наступила вторая жизнь. Он продал всё, что у него было, и начал, чем мог, помогать несчастным каторжанам.

Фёдор Петрович безбоязненно входил в камеры к осуждённым, выслушивал их просьбы, если было в его силах – выполнял их. Он добился, чтобы прежние, очень травматичные, кандалы заменили на облегчённые. По его настоянию, детей, стариков и женщин на этапе начали возить в телегах, пешком шли только мужчины. Благодаря настойчивости святого доктора, как уже тогда называли его, немало безвинно осуждённых вышли на волю. А кого-то из них он просто выкупал.

Если говорить о вкладе доктора Гааза в медицину, нельзя не упомянуть Полицейскую больницу, открытую на собранные им деньги. Здесь бесплатно оказывалась медицинская помощь всем нуждающимся. Фёдор Петрович и руководил больницей до конца жизни, и жил при ней.

Умер великий гуманист нищим, хоронить его пришлось за казённый счёт. А попрощаться с ним пришли двадцать тысяч москвичей. В январе 2016 года начата епархиальная стадия процесса канонизации «святого доктора».

Текст: Игорь Чичинов

 

Редакция рекомендует:

Противник революции, сторонник науки. Феномен Ильи Мечникова

Продать всё – спасти миллионы. Как был открыт инсулин

Уильям Гарвей против Клавдия Галена: как устроена система кровообращения человека?

0
10
15.12.2018
Автор: Сергей Подвязкин