Синдром Айкарди-Гутьерес

Meta description Синдром Айкарди-Гутьерес - прогрессирующая энцефалопатия, имеющая дебют в раннем детском возрасте до 1 года, проявляющаяся повышением уровня альфа-интерферона, обусловленная аутосомно-рецессивным нарушением с мутациями генов TREX1, RNASEH2B на хромосоме 13q14-21, RNASEH2C на 11q13.2, RNASEH2A на хромосоме 19q12.13, SAMDH1 на хромосоме 20q11.2, ADAR на хромосоме 1q21.3, IFIH1 на хромосоме 2q24.2. При КТ и МРТ головного мозга выявляется кальцинация базальных ядер, кальцинаты белого вещества семиовальных центров, лейкодистрофия, атрофия коры головного мозга, мозолистого тела, ствола и мозжечка, вентрикуломегалия.

Синдром Айкарди-Гутьерес – прогрессирующая энцефалопатия с преимущественно аутосомно-рецессивным типом наследования и дебютом в раннем детском возрасте.

Классификация

Типы синдрома Айкарди-Гутьерес (САГ):

САГ1 – аутосомно-рецессивное нарушение, связанное с мутацией гена TREX1 на хромосоме 3q21;

САГ2 – аутосомно-рецессивное нарушение, обусловленное мутацией гена RNASEH2B на хромосоме 13q14-21;

САГ3 – аутосомно-рецессивное с поражением гена RNASEH2C на 11q13.2;

САГ4 – аутосомно-рецессивное с поражением RNASEH2A на хромосоме 19q12.13;

САГ5 – форма с неизвестным видом наследования, обусловленная мутацией SAMDH1 на хромосоме 20q11.2;

САГ6 – аутосомно-рецессивное с мутацией гена ADAR на хромосоме 1q21.3;

САГ7 – аутосомно-рецессивное поражение, обусловленное мутацией IFIH1 на хромосоме 2q24.2

Патогенез

В большинстве случаев происходит наследование по аутосомно-рецессивному типу, в некоторых случаях заболевание возникает de novo. Считается, что альфа-интерферон играет ключевую роль в патогенезе заболевания, вследствие мутации развивается нарушение его метаболизма с повышением в цереброспинальной жидкости в ранней стадии заболевания. Происходит поражение головного мозга с проявлением в виде лейкодистрофических изменений и отложения депозитов кальция.

Эпидемиология

Частота возникновения не известна. Большинство случаев заболевания (около 90%) приходятся на первый год жизни, остальные случаи приходятся на возраст старше 1 года.

Визуализация

МСКТ, МРТ.

Клинические проявления

Заболевание имеет две формы, с ранним и поздним началом. Синдром с ранним началом характеризуется возбудимостью, слабым аппетитом, симптоматикой врожденной вирусной инфекции. Синдром с поздним началом проявляется через недели или месяцы нормального развития, начинаясь с задержки роста черепа, гипотонией туловища со спастичностью конечностей, кожными поражениями, окуломоторной и букколингвальной дистонией, судорожными эпизодами и слепотой. При тяжелой форме поражения летальный исход обычно наступает через несколько месяцев, реже лет; однако сообщалось о возможном нормальном развитии в течение нескольких месяцев пациентов со стабильной или медленно прогрессирующей формой заболевания. Возникает тромбоцитопения, гепатоспленомегалия, повышение уровня печеночных трансаминаз и интерметтирующая лихорадка. У большинства пациентов обнаруживаются плеоцитоз и лимфоцитоз в ЦСЖ, а также интратекальный синтез альфа-интерферона. Уровни лейкоцитов и альфа-интерферона в ЦСЖ у пораженных пациентов спадают до нормальных на протяжении первых нескольких лет жизни, содержание лейкоцитов может быть нормальным несмотря на повышенный уровень альфа-интерферона в ранней стадии заболевания. Описаны редкие случаи стенозов цереброваскулярных сосудов и как следствие возникновением инсультов.

Лучевая диагностика

МСКТ-семиотика

Возможно отсутствие изменений на начальных стадиях, в дальнейшем возникает точечная кальцификация в области базальных ядер и белом веществе, чаще всего поражается скорлупа, но также вовлекаются хвостатые ядра и таламус, иногда кальцинаты возникают в зубчатых ядрах мозжечка имея точечную или глобулярную форму. Наиболее выраженная кальцификация коррелирует у пациентов с мутацией TREX1. Субкортикальное и глубокое белое вещество имеет сниженную плотность. В дальнейшем развивается гидроцефалия за счет атрофических изменений мозговой ткани, мозолистое тело, ствол мозга и мозжечок могут уменьшится в объёме.

Рис. 1. МСКТ в аксиальной реконструкции, гиперденсивные фокусы за счет кальцинатов в области базальных ядер и перивентрикулярном белом веществе (белые стрелки) (А); кальцинаты в области семиовальных центров (белые стрелки) (Б).

Рис. 2. МСКТ в аксиальной реконструкции, определяется гиперденсивный сигнал за счет кальцификации базальных ядер на фоне выраженной внутренней гидроцефалии и атрофических изменений коры головного мозга.

МРТ-семиотика

Т1-ВИ: гипоинтенсивный сигнал от субкортикального и глубокого белого вещества, со временем развивается вентрикуломегалия, атрофические изменения коры головного мозга, ствола мозга, мозжечка и в некоторых случаях мозолистого тела, кальцификация не всегда определяется на МРТ, но когда визуализируется имеет гиперинтенсивный сигнал в режиме Т1.

Рис. 3. Т1-ВИ в аксиальной реконструкции, мелкоточечные гиперинтенсивные включения в перитригональном белом веществе (белые стрелки), отражающие наличие мелких кальцинатов (А); аналогичные включения в белом веществе семиовальных центров (стрелки) (Б).

Рис. 4. Т1-ВИ в сагиттальной реконструкции, выявляется истончение мозолистого тела (головки стрелок) и ствола мозга преимущественно на уровне моста (стрелка).

Т2-ВИ/Flair: повышение сигнала в белом веществе, на поздних стадиях сигнал сходен с цереброспинальной жидкостью, чаще проявляясь в лобных долях и передних отделах височных долей, сильно коррелирует с TREX1, заболеванием с ранним началом. Возможно повышение сигнала в продолговатом мозге, вещество мозжечка несмотря на атрофические изменения обычно имеет нормальные сигнальные характеристики.

Рис. 5. Т2-ВИ в аксиальной реконструкции: гипоинтенсивный сигнал от кальцинатов в семиовальных центрах (стрелки) (А); Т2-ВИ во фронтальной реконструкции: аналогичные гипоинтенсивные включения (стрелки) (Б).

Рис. 6. Т2-ВИ в аксиальной реконструкции, определяется мелкоточечные фокусы гипоинтенсивного МР – сигнала за счет кальцинатов на фоне выраженных атрофических изменений головного мозга в поздней стадии заболевания.

DWI: не возникает ограничения диффузии;

T1+C: не определяется патологического накопления контрастного препарата.

Дифференциальный диагноз

  1. Врожденный токсоплазмоз;
  2. Врожденная цитомегаловирусная инфекция;
  3. Болезнь Александера;
  4. Митохондриальные энцефалопатии.

Пример описания

Описательная часть: Определяется равномерное, диффузное, однородное повышение МРС белого вещества обеих гемисфер головного мозга, без признаков масс-эффекта, ограничения диффузии в режиме DWI и признаков патологического накопления контрастного препарата, дифференцировка серого и белого вещества не нарушена.

Наблюдаются многочисленные включения, локализованные в белом веществе и области базальных ядер округлой и полигональной формы, с четкими, ровными контурами, размерами до … см, с гипоинтенсивным сигналом по Т2, гиперинтенсивным сигналом по Т1, без перифокального отека, ограничения диффузии в режиме DWI и контрастного усиления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: МР-картина многочисленных включений в области базальных ядер и белого вещества (susp. депозиты кальция) на фоне диффузных структурных изменений белого вещества обеих гемисфер головного мозга (МР-семиотика может быть специфична для синдрома Айкарди-Гутьерес).

Список использованной литературы и источников

  1. Brain imaging with MRI and CT: an image pattern approach / [edited by] Zoran Rumboldt et al. 1st edition. Cambridge University Press, New York, 2012. – P. 415. ISBN: 978-0-521-11944-3.
  2. Imaging of the neurodegenerative disorders / [edited by] Sangam G. Kanekar. 1st edition. Thieme Medical Publisher. New York, 2016. – P. 397. ISBN: 978-1-60406-852-2.
  3. Magnetic resonance imaging of brain and spine / [edited by] Skott W. Atlas. 5th edition. Walters Kluwer. Philadelphia, 2017. – P.2257. ISBN: 978-1-469-87320-6.
  4. MR Neuroimaging: Brain, Spine, Peripheral Nerves / [edited by] Michael Forsting, Olav Jansen. 2nd edition. Georg Thieme Verlag KG, Stuttgart, 2017. – P.582. ISBN: 978-3-13-202681-0.
  5. Oxford textbook of Neuroimaging / [edited by] Massimo Filippi, 1st edition. Oxford University Press. New York, 2015. – P. 415. ISBN: 978-0-19-966409-2.